Приехав рано утром на поезде в Агру, мы сразу поймали тук-тук, на котором добрались до отеля, и таким образом в нашем распоряжении было почти два полных дня. Первый решили посвятить осмотру Красного форта и его окрестностей, а к вечеру отправиться на один из берегов реки Джамна в парк Метаб Ба или «Лунный сад». Напротив него, на соседнем берегу, возвышается Тадж-Махал, которым хорошо любоваться на закате с этого места. А на следующий день решено было в 6 часов утра пойти к открытию Таджа и встретить около него еще и рассвет.
Тадж-Махал представляет собой мавзолей-мечеть, построенный в 1630—1652 годах по приказу потомка Тамерлана, падишаха Шах-Джахана, в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан. Но лучше просто почитать про Тадж на Википедии. Чего стоит только описание строительства, которое длилось почти 20 лет силами 20 тысяч мастеров.
Агра — очень небольшой город, она почти в два раза меньше нашей Калуги или Владимира. Но при населении в 1.7 миллиона человек в год ее посещают от 3 до 5 миллионов туристов, из них более чем 200 000 — из-за рубежа. И все благодаря Тадж-Махалу, ради которого приехали и мы, осуществить мамину мечту. Так как отель я выбрал очень близко к нему, макушки мавзолея можно было сразу разглядеть. Но я не давал маме смотреть в ту сторону, пока не откроется действительно достойный вид.
Агра-форт, он же Красный форт, был в километре от нашего отеля. Хотели дойти до него пешком, но это было просто невозможно. Каждый тук-тук пытался нас подвезти. Когда набралась целая очередь, было проще запрыгнуть к одному из них и доехать за 20 рупий (курс с рублем почти 1 к 1). Возможный способ этого избежать — идти против движения, хотя не уверен, что это смутило бы местных водителей.
Часть территории Красного форта сегодня используется в военных целях и недоступна для посетителей. В остальном это большой музейный комплекс, который внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он находится в 2.5 километрах от Тадж-Махала. По одной из легенд, Шах-Джахан после свержения одним из сыновей был заточен в этом месте, чтобы со стороны любоваться своим творением — Тадж-Махалом. Однако индийские исследователи утверждают, что это лишь романтичная выдумка.
Отсюда Тадж впервые увидели и мы. Я очень волновался, что он может оказаться частично на реставрации в строительных лесах, но нам повезло застать его в первозданном виде.
Надо сказать, что с такого расстояния он не казался большим и впечатляющим, однако маме и этого было уже достаточно 🙂
Небольшая прогулка по форту, и мы идем искать наш тук-тук.
С тук-туками я выработал для себя правило: обсуждать цену заранее и никогда не соглашаться больше чем на одну поездку. Как раз этот день принес новый опыт. Очень часто водитель предлагает катать весь день тебя по городу за какую-то фиксированную цену, но обычно потом выясняется, что маршрут он представляет несколько иначе, чем ты. Тот самый тук-тукер, что не дал нам дойти пешком до Красного форта, предложил нас подождать час, потом отвезти в Бэби-Тадж, затем в парк Метаб Ба, а потом в отель. Но он не учел, что в парке мы собирались сидеть несколько часов до заката, а не 30 минут. Так что с руганью я отдал ему деньги как договаривались, но ехали обратно уже с другим водителем. Одним словом, проще использовать тук-тук по факту и на комбинированные поездки не соглашаться.
Однако заехать в Итимад-Уд-Даула нам предложил именно этот водитель, и без него, возможно, мы бы не придали значения этому месту. Это небольшой мавзолей, построенный для родителей Мумтаз-Махал. Местные жители называют этот исторический комплекс «Маленький Тадж».
Просто очень красивое, но очень маленькое сооружение, где кроме нас почти никого не было.
И вот мы добрались до Метаб Ба! Отсюда Тадж был просто великолепен, а народу значительно меньше, чем на соседнем берегу. И не переставала удивлять мысль, что эту красоту, которая до сих пор поражает миллионы людей, можно наблюдать с этой точки уже почти 400 лет.
Естественно, мы устроили фотосессию для мамы.
Некоторые туристы где-то взяли лодку, на которой их подвозили почти к центру Джамны, но почему-то задерживались они там ненадолго.
А мы потом просто очень долго сидели в парке, смотрели на Тадж и наблюдали, как день потихоньку сменяется розовым закатом; затем все очень быстро опустилось в темноту. Меня часто в путешествиях посещает ощущение, что попадаешь в какой-то параллельный мир: что-то, что раньше видел только на картинках, внезапно оказывается реальным и существующим, но лишь на миг, который длится очень быстро. И при возвращении к обычной жизни и рутине в память об этом мире остаются разве что кусочные воспоминания и фотографии.
На следующий день, встав в 5 утра, мы отправились искать главный вход в Тадж. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы идут пешком или могут подъехать на электрическом автобусе. По соображениям безопасности проносить внутрь комплекса можно только воду в прозрачных бутылках, небольшие видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки. Мы были к этому готовы, так что шли совсем налегке. Еще Тадж считается самым дорогим музеем Индии. Для иностранцев стоит 1100 рупий, а для граждан Индии в несколько раз дешевле — так делают у них почти во всех туристических местах. Для иностранцев всегда отдельная касса, где нет очередей. Еще за эти деньги выдают бутылочку воды и белые бахилы — их надо надеть на территории квадратной платформы, на которой стоит сам мавзолей.
Не успели мы сделать и пару кадров, как нас быстро взял в оборот местный гид. Он очень хитро выловил меня с мамой из толпы и предложил сфотографировать нас вдвоем, уверяя, что ему денег не надо, и что он тут просто местный рабочий. Потом он начал уводить в сторону и посоветовал сделать другой кадр. Потом позвал к какой-то лавочке и сделал кадр там.
Так, шаг за шагом, вырывая у меня из рук то фотоаппарат, то телефон, подгоняя тем, что туристов еще мало и солнце вот вот взойдет, он довел нас до мавзолея и, наверное, он бы не остановился и ходил бы с нами часами. Но желая сбавить темп и все посмотреть самостоятельно, мы все же дали 500 рупий и на этом с ним распрощались. В любом случае, благодаря этому мы сделали хорошие кадры, в том числе и совместные, так что ни о чем не пожалели.
Внутрь, разумеется, тоже зашли. Несмотря на внушительные размеры мавзолея (он такой же высокий, как современный 20-этажный дом), внутри он совсем крохотный. Под большим куполом, 25 метров высотой и 18 диаметром, расположен сумрачный зал, закрытый мраморной оградой. В этом зале стоят кенотафы (надгробия, под которыми нет могил) Мумтаз-Махал и Шах-Джахана, а сами могилы находятся на нижнем этаже. И несмотря на то, что там нельзя фотографировать — всем плевать. Иногда один смотритель кому-то делает замечание, но в этот момент десятки других фотографируют за его спиной. Я тоже сделал несколько кадров и снял видео, как один из гидов кричит прямо в сумрачном зале и тем самым демонстрирует эффект эха. Но эти фото совсем непонятны и не информативны из-за маленьких размеров внутренних помещений.
Главное здание мавзолея расположено на высокой террасе и окружено четырьмя минаретами, которые слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения они не обрушились на него.
Река Джамна. Если посмотреть в другую сторону, то будет виден красный Форт.
С западной стороны от Таджа находится мечеть из красного песчаника, симметрично ей с восточной стороны мавзолея расположен джаваб (противоположность мечети, гостиница, дом для приемов, молельня или «здание для красоты»).
Любопытно, что комплекс открыт для ночного просмотра в день полнолуния, а также за два дня до и после полнолуния, исключая пятницу и месяц Рамазан.
Мама в этот день особенно подготовилась: надела пенджабский костюм, который мы купили еще в Дели, и сделала на руках рисунок хной (мехенди).
Тадж-Махал красив не только издалека, но и вблизи. Он весь украшен узорами из мрамора, мозаиками из полудрагоценных камней и изящными арабскими вязями.
Я уже писал в предыдущей статье, что индийцы очень любят фотографироваться с европейцами. Так, с нами напросилась на фотосессию целая группа индианок, и мне пришлось по очереди взять у каждой из них телефон для кадра. А женщина справа вообще схватила маму за руку 🙂
Пропорции Таджа удивительно точны, и вся композиция ансамбля симметрична. Простые пропорции определяют соотношение вертикалей: ширина постройки равна ее общей высоте 75 метров, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.
Тадж-Махал кажется невесомым и воздушным. Особенно это впечатление дополняют сводчатые арки, которые не создают лишнего объема.
А самое главное, что Тадж-Махал не разочаровал. Он действительно оказался настоящим, красивым, воздушным и таинственным. Мамина мечта действительно сбылась, и мне хочется думать, что вряд ли можно было бы сделать эту часть путешествия лучше.
Покинули мы Тадж еще до полудня и отправились в Фатехпур-Сикри, но про это в следующей части.