Автострада 2012

Я опять в своем духе, на этот раз спустя почти 3.5 месяца, написал отчет о моей поездке в Тулу на фестиваль Автострада, в рамках которого впервые в истории(!) проходил международный слет любителей мотороллеров нашего сайта. Международный он потому, что приехавшие были не только из России, но так же из Узбекистана и Украины.

 

По совету сестры, начал фотошопить фотки, но я в этом деле не мастер, поигрался в основном с контрастом, насыщенностью, резкостью, мне нравится когда цвета посочнее. В общем постарался сделать лучше чем было, но по моему все равно ужасно, если есть какие замечания или советы как сделать лучше, буду рад услышать. И да, как не пытался сократить количество фоток, все равно их слишком много, от изначальных 400 с лишним оставил 84 и еще 9 видеозаписей (кстати большая часть видео в HD качестве регистратора, так что можно это в настройках подкрутить).

Вся итория начинается с того, что 27 апреля этого года была знаменательная дата — ровно 55 лет назад с конвеера сошел первый советский мотороллер производства Тульского машиностроительного завода — Тула Т-200. А традиционно каждое лето в Туле проходив фестиваль Автострада, посвященный ретро тематике. В рамках этого фестиваля, который в этом году проходил 10 июня, и предложенно было устроить первую оффлайн встречу нашего форума motoroller.org.ru.

За пару месяцев до события были грандиозные планы: собраться всем составом в Бутово и рано утром поехать в Тулу организованной колонной. Но чем ближе приближался срок, тем больше народу отсеивалось. Ввиду отсутствия у меня мотороллера на ходу и при этом еще и с документами я поехал на машине. В итоге утром 10 июня, на выезде из Москвы, у отбойника Симферопольского шоссе стояло 3 машины и 2 мотороллера. Я, и люди с нашего форума: major27 — в миру сын с отцом (Никита и Олег) на машине и с ними на машине их друзья, а так же наш форумчанин DIMON с Валерией, Дима на пузатой Вятке, девушка на каком-то импортном скутере, боюсь соврать, но кажется Пиаджо.

На фото Олег, Дима, Валерия:

И вот мы тронулись в путь:

Мотороллеры поехали сами по себе, а мы тремя машинами терлись в пробке. Дальше произошла забавная ситуация: когда пробка рассеилась и мы поехали свободно, Ниве махнул жезлом гаишник, я ехал сзади, увидел это и начал останавливаться, чтобы не бросать Ниву, пока у нее будут проверять документы, но оказывается наш товарищ и не планировал тормозить, две машины уехали, а я как дурак остался стоять.

Так это выглядело со стороны, видно как я сбавил скорость, чуток дал вправо, а потом стал маяться, и не мог понять почему Нива едет дальше. Потом решил, что может хотели тормознуть для проверки меня и остановился.

Отъехав от гаишника метров на 200 стал ждать, он ко мне не подошел, а когда я вышел из машины и пошел в его сторону, тот махнул мне жезлом — езжай мол. Таким образом я потерялся и отстал от наших, плюнул и поехал в Тулу один, ни к кому не привязанный и не отказывая себе в возможности ехать быстро.

Чуть меньше чем через 2 часа я въехал в город оружейников и не имел даже малейшего представления куда мне ехать и где находится Тульский кремль. И тут мне повезло, я увидел колонну мотоциклов, а поравнявшись с ней я начал узнавать знакомые мне по форуму мотороллеры. Обогнав колонну, я не знал куда ехать и понял, что могу потеряться, встал на обочине, подождал пока они проедут и поехал за ними, пристроившись за Шкодой с московскими номерами. На одном из светофоров меня и Шкоду отрезало от мототороллеров, но двигаясь за машиной благополучно доехал до кремля:

Сразу пошел знакомиться со всеми нашими, приятно было, что когда называл свой ник, ни у кого не возникало вопросов кто перед ними стоит 🙂 После этого быстро обошел всю поляну Автострады:

На мой взгляд, что это просто замечательное мероприятие. Каждый может приехать на своей машине, бесплатно зарегистрироваться в штабе:

и потом поставить ее на поляну в соответствующем месте, т.е. американцы в своем квадрате, Волги в своем и т.д. При этом хозяева всегда находятся рядом со своими автомобилями и посететили фестиваля могут спокойно к ним подойти, пообщаться, попросить сфотографироваться и даже посидеть в машине. Например кто-то попросил владельца ГАЗ-14 «Чайка»  завести машину, и тот показал как работает движок рассказав при этом некоторые подробности из жизни машины:

Мотороллеры стояли в первом ряду и были представленны в основном экспонатами из музея Леонида Павловича Зякина (о нем самом чуть позже). Основная его задумка была поставить рядом самый первый выпущенный заводом мотороллер и самый последний.

Самый последний выпущенный — мотоцикл Тула повышенной проходимости с обновленным внешним видом, по словам Зякина, единственный сохранившийся:

И уже знакомые многим Тула Т-200 и Т-200М:

Компанию им составлял самый первый грузовой мотороллер ТГ-200:

А так же другие мотороллеры и мотоциклы:

Эти два мотороллера заслуживают самого большого внимания, каждый из них приехал на фестиваль своим ходом:

Как уже было сказано выше, поводом встречи стал юбилей выпуска первого мотороллера. Но помимо обычной встречи, для некоторых это еще был и мотопробег. Легенда нашего форума — Александр Щеглов по кличке Француз исколесил на своем мотороллере Тулица (на фото слева) всю Россию, на его счету несколько пробегов. Из своего родного Омска он делал круги по 8 и 10 тысяч километров. В Тулу на своем мотороллере он приехал уже в третий раз, а это без малого 4 тысячи километров в один конец. Помимо него так же на мотороллере приехал Алексей Hakuna из Мариуполя (Украина). Он приехал на своей Вятке ВП-150 (на фото справа от Француза). Третим участником стал Андрей из Балаково, Саратовской области, он приехал на мотороллере Турист и его путь составил 1000км только в один конец, при этом это был его первый пробег (крайний справа). По номерам видны коды регионов, откуда мотороллеры.

После небольшого осмотра и знакомства мы пошли на главную площадь, где была установлена сцена. Там проходили различные мероприятия, но и про мотороллеры не забыли. Француз, Андрей, Алексей и Юра (помощник Зякина на одном из музейных мотороллеров) выехали к сцене, где после небольшой речи ведущего и пары слов от себя они сделали два круга почета:


После этого официальная часть мероприятия закончилась и у нас было время еще раз погулять и пообщаться.

Говорят, эти мужики, один из которых выдавал себя за вождя мировой революции, угощали чаем. К сожалению это фото не мое, и я видел Ленина только издалека:

У Француза брали интервью несколько телеканалов:

А потом все форумчане, уже одетые в фирменные футболки с нашей символикой, которые всем подарил Нор из Самарканда, расписались на большом флаге. Своеобразный эксклюзив:

Довольно интересная схема привода спидометра (как я понял) на Жестянке Лиззи(Ford T)

У одного москвичевода развалился ступичный подшипник по пути на фестиваль:

Некоторые торговали всякими старыми вещицами:

Вот так обычно владельцы сидят позади своих машин:

Больше всего времени я провел около старых американских машин, меня всегда восхищали размеры и комфорт этих автомобилей, в них не сиденья, а просто диваны:

Тут следует обратить внимание на номер:

Были и современные представители американской школы:

И вот такие самоделки нашего производства:

Вид на площадку с мотороллерами с поляны кремля:

А вот с этой фотографией я немножко облажался, когда она была сделана, я видимо где-то шатался и в кадре меня нет. И именно эта фотография была использована в августовском номере журнала Мото, где про нас написали…

Погуляв до 17 часов по тульскому кремлю, купив сувениры и конечно же пряники мы все двинулись в ЧУМ к Алесандру по прозвищу Чукча. Сначала я заблудился и встал в самую шикарную пробку, в которой только можно оказаться, вокруг меня были только ретро автомобили на любой вкус: различные Волги, американские Шевроле и Бьюки, все модели Жигулей в идеальном состоянии и другие участники фестиваля… Но потом вернувшись с небес на землю и узнав, что на самом деле мне в другую сторону, развернулся и уехал. Как раз к концу мероприятия погода, которая радовала весь день, испортилась и пошел дождь, а от пробки, в которой мне довелось постоять, остался только такой кадр с видеорегистратора:

Александр Чукча — тульский байкер, если я правильно понял, основатель байкерского клуба Самогонщики, у него есть своя мастерская по ремонту мотоциклов, при которой находится небольшой Клаб-хаус, который он называет ЧУМ. В нем мы и провели оставшийся вечер и ночь.

Под чутким руководством нашего друга из Самарканда был приготовлен вкуснейший плов. Трудились все, кроме меня 😀 Шучу, я потом тоже приобщился к делу, просто сначала не хватило ножей:

Непосредственно помещение

Довольно оригинальные лампы, сваренные из различных ключей, болтов и разверток:

В подвале у Чукчи стоит мотоцикл для участия в соревнованиях по унимото (гонки на мотоцикле с одним колесом по снегу, льду и т.д.), вроде он рассказывал, что на этом звере они поставили какой-то рекорд:

В другом крыле клубного помещения можно было поставить палатку и переночевать, но я провел ночь в машине.

На следующий день, у нас была запланирована поездка к Леодину Павловичу Зякину. Этот человек собрал самую полную коллекцию тульских мотороллеров в мире, у него есть такие экземпляры, которых нет и в музее самого завода, которые сохранились в одном-двух экземплярах. Всего у него около 60 мотороллеров и еще где-то столько же мотоциклов других заводов и марок, включая Уралы, Вятки, Чезетты, а так же BMW, DKW и многие другие очень редкие и старые мотоциклы.

К нему в музей мы поехали колонной состоящей из одной машины, а все остальные на мотороллерах/мотоциклах (к нам присоединились ребята приехавшие к Чукче из Карелии, ребята из Веспа клуба и еще несколько мотоциклистов).

На этой кривоватой нарезке можно наблюдать нашу небольшую процессию. Я поехал вторым номером с Андреем, и в один прекрасный момент мотороллер, который до этого проехал от Саратова до Тулы больше 1000км, начал дурить и в конце концов мы заглохли, на последок выстрельнув из глушителя:

Но мотороллер оперативно погрузили к Чукче в пикап и нам пришлось ехать уже в машине:

На улице около дома-музея Зякина стояла Тулица-2, которую я просто не мог обойти стороной:

Было небольшое награждение наших героев мотопробега грамотами:

И после этого Зякин провел для нас целую экскурсию по всем своим владениям. Начали с самого главного для нас — помещения, где стоят тульские мотороллеры:

Леонид Павлович Зякин собственной персоной. Все мотороллеры он реставрирует вместе со своими помощниками, у него есть целый дом, отведенный под восстановительные работы, где есть все, начиная сборочным цехом, складом, моторным цехом и пескоструйной камерой. Скажу честно, мне в таком месте находиться долго противопоказанно, слюни просто до пола от количества увиденных мотороллеров, двигателей и различных запчастей. Зякин рассказывал огромное количество историй, делился своими наблюдениями из мотостроения:

Фоток из самого музея я оставил немного, во-первых, все фотки сняты плохо из за искуственного света и маленького пространства, а во-вторых, чуть ниже можно будет просто посмотреть видео, которое я снимал на протяжении большей части экскурсии и самому послушать все, что рассказывал Зякин.

Несколько экспериментальных кроссовых моделей мотороллеров:

Один из самых последних мотоциклов, которые еще пытался выпускать завод в 90-е, Вепрь:

А это эксперементальный 250-кубовый двигатель, который планировали начать ставить на все мотороллеры взамен штатного 200-кубового еще в начале 60х, но из за того, что завод получил в те годы заказ на разработку и производство зенитной самоходной установки «Шилка», все производственные мощности были заняты, и 200 кубовый двигатель так и ставился на все мотороллеры в течение еще 30 лет:

Рама-качалка, про которую очень любит рассказывать Зякин, благодаря ее компоновке на нее можно было установить любой двигатель, который выпускался в СССР, кроме оппозитного:

Кроссовый Урал, если верить надписи на крышке бака, он 5-кратный победитель в 60-е годы на каком-то World Trophy:

Мне всегда было интересно заглянуть в кабину грузового мотороллера, таких кабин было выпущено всего около 100 штук, они являются большой редкостью, и как пишут в некоторых источниках: «За счет тепла, отводимого от работающего двигателя, при морозе до -25 °С в кабине температура не опускалась ниже + 8.»

У этого мотороллера мне очень понравилась окраска, я даже задумался, что когда дойдут наконец руки до моего Муравья, покрасить его в такой же цвет:

Одно из самых неожиданных событий тех дней — Француз оставил свою Тулицу, в дар музею Зякина… Лично я такого не ожидал, для меня это было похоже на своеобразное предательство… Хотя кто знает, даже сам Француз не говорит, на вечный ли прикол он остал мотороллер:

Надпись на переднем крыле мотороллера Француза, которая была сделана накануне пробега по Белоруссии и Украине:

А это обещанная видео версия экскурсии:

Зякин показал нам свою мастерскую, она занимает целый дом, на первом этаже которого находится непосредственно ремонтные помещения, на втором — склад запчастей. А напротив стоит слегка уколхоженный Студебекер:

В мастерской у него есть сборочный стапель, и все необходимые подсобные помещения, так выглядит склад и компрессорная станция:

Моторный цех, как называет его Зякин — небольшая темная комнатка, в которой есть все, чтобы за пару часов починить любой тульский двигатель да и не только:

Только на этой фотографии я насчитал 8 двигателей, валяющихся на полу:

Специальная пескоструйная камера с вентиляцией:

Еще в каком-то ангаре они красят мотоциклы. Вообще, как я уже упоминал выше, всеми ремонтными работами, покраской, транспортировкой мотоциклов на выставки и наверно чем-то еще, занимаются 3-4 человека, которые работают у Зякина. Запчасти в его доме и участке в целом валяются на каждом шагу и лежат в каждом углу. В качестве бонуса он подарил всем по новой хромированной фаре для мотороллера еще в заводской бумаге, таких у него хранятся целые коробки.

К сожалению время поджимало. Так как мне выпала честь везти Француза и Александра(Yanychar) в Москву на вокзал, чтобы успеть на поезд, нам пришлось уезжать раньше остальных, но пока мы забрали вещи из гостиницы и заехали за пряниками, встретили колонну наших мотороллеров, возвращавшихся от Зякина:

Уже на площади трех вокзалов сделал фото на память с Французом и Александром:

Вот так и пролетели те 2 дня в Туле, которые кажется были совсем недавно и это было только начало лета, а сейчас уже осень и в принципе можно даже закрывать сезон, но все же на своей Тулице я попробую поездить и в Новый год да и вообще в любую погоду…

Впервые в отчете подобного плана я использовал не только свои фото, а так же фото Дианы и Никиты, единственные, кто добросовестно выполнили мою просьбу и выложили все свои материалы в отельном архиве. Наверно всем пофигу на такую инфу, но для меня это принципиально, т.к. всегда стараюсь использовать только свой материал, но без их помощи отчет был бы слишком сырым.

А еще, перед поездкой была налажена связь с бывшими генеральными конструкторами завода, которые в свое время занимались непосредственно только мотороллерами. Для них были подготовлены памятные таблички, хотели заехать всей компанией, пообщаться, но как-то погода подвела, да и не сложилось в общем.

Но если все получится, то, как появится возможность, я доберусь до них и передам эти таблички.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *