Вот это время летит! Оказывается, последний пост про Тулицу был почти ровно год назад. Наверное мне так удивительно еще потому, что работы продвинулись не очень далеко. Но прогресс есть, и про все по порядку под катом.
Я решил многие работы по Тулице и Муравью пустить в параллель. Но наивысший приоритет все равно отдан двухколесному мотороллеру, поэтому по Муравью просто идет задел на будущее. Если крашу диски, то сразу все, если делаю крепеж, то одновременно на оба мотороллера и тд.
Так отдефектовал все диски какие только были. У меня их просто невероятное количество, суммарно со всей техники плюс запасные — около 22 колес, если не больше. А мотороллеров у меня всего два 🙂 Многие колеса разобрать было очень сложно из за слоя ржавчины на и без того прикипевших ободах. Себе оставил только совсем новые советские покрышки, остальные умудрился продать одной кучей на Авито.
И отдал все диски и ступицы в порошковую покраску:
Цвет постарался максимально родной — кремовый. Слева еще не покрашенная оригинальная крышка тормозного барабана. Справа уже после порошковой покраски.
Изучил вопрос резины. Решил, что ставить любую отечественную на легковой мотороллер не буду. При почти одинаковой стоимости с импортной, они идут как шины на мотоколяски и прицепы, и индекс скорости у всех по паспорту и маркировке максимум 70 км/ч. Одинаковые типы покрышек делают на разных заводах, так у одного завода индекс скорости вообще 40 км/ч. Не то, чтобы я собираюсь гонять на Тулице, но точно километров 80-90 ехать планирую. Поэтому лучше взять с запасом словенскую резину Митас. Ее не так просто достать, но зато даже рисунок близок к родному. А запасы советской резины пойдут на Муравей. Индекс скорости там не важен, а вот индекс массы у них очень хороший.
Заодно в порошок черного цвета ушла большая партия железа включая детали по ходовой Муравья:
Продолжил оцинковку крепежа. Сейчас этот чемодан битком, и уже нет свободных ячеек. Некоторых болтов и гаек хватит на три мотороллера, некоторые еще надо делать. Процесс очень трудоемкий. Прежде чем отдать все это на оцинковку, приходится часами стоять у сверлильного станка с насадкой из металлической щетки и чистить каждую детальку от ржавчины и грязи.
Еще есть чемоданчик со всем необходимым для ремонта амортизаторов: сайлентблоки, штифты, резинки, сальники, абсолютно новые штоки:
Некоторые детали выточил заново на заводе. Среди них втулки амортизаторов из нержавейки и новенькие оси центральной подножки, впоследствии тоже оцинкованные.
Наконец-то собрал первую пару амортизаторов, которые начал делать еще в прошлом году.
Постарался промаркировать пружины в соответствии с оригиналом. Цвет обозначал жесткость пружины. Про переборку амортизаторов подготовил подробный пост.
Долго все собирал еще потому, что прокрастинировал и ждал идеала. Пластиковые стаканы амортизаторов пытался полировать, но в итоге хорошо не получилось, поэтому просто плюнул и покрыл жидкой резиной. Иначе так никогда бы и не собрал обратно в надежде, что открою секрет идеальной и не тускнеющей полировки. Для примера слева покрашенный стакан, а справа два в типичном состоянии с только что разобранных амортизаторов.
Зато отполировал алюминиевые втулки и на пробу покрыл обычным лаком. Стало не так «хромировано» смотреться как после полировки, что даже нравится — не так броско. В интернете пишут, что лак потом облупится, но опять же — тут лучше убедиться на своем опыте, чем ждать секрет идеальной полировки алюминия.
Слева уже в лаке, справа два все с тех же разобранных амортизаторов:
В результате пара амортизаторов полностью готова:
По совету pavel_pavlenko обновляю старые резиновые изделия. Для этого их надо замочить на 4 дня в Cillit гель для чистки унитазов. После это резина чистая и значительно более эластичная. Перед установкой еще и смазываю силиконом.
Напомню как выглядели внутренности моего маятника после разборки:
Это самый похабный узел во всем мотороллере. Ось вращения маятника собрана на паре втулок сталь-чугун. Так как из под колеса всегда летит грязь и влага, а обслуживание этого места очень сложное, то поголовно на всех мотороллерах втулки заржавевшие и чаще их даже невозможно выпрессовать из всей этой конструкции. Оно просто намертво ржавеет внутри. Это маятник от донорских запчастей. Он был выпрессован в сервисе и так и вывалился единым ржавым куском.
Защиту от влаги и пыли обеспечивают ВОЙЛОЧНЫЕ колечки.
Поэтому пошел по пути crazy_czech. После того, как Антон забрал мою Тулу, мы вместе пришли к более здоровому рецепту этого узла. Одну большую втулку, которая запрессована в маятник, идеально заменяет три 941 роликовых подшипника. Распорная втулка остается без изменений. А маленькие втулки можно оставить родные, но они скорее всего из сырого металла, поэтому были выточены аналогичные родным, только новые и каленые. Все это забито литиевой смазкой Кастрол. Сейчас думаю, что чтобы все это не разбирать в будущем для повторной смазки, лучше нарезать резьбу под масленку. А еще войлочные колечки заменили аналогичного размера сальники.
Конечно, такая переделка не дешевая. Набор подшипников, сальников и изготовление комплекта пальцев на один мотороллер стоит около 2500 рублей (~40$). Можно было просто отобрать хорошие родные втулки, смазать и собрать, но хотелось победить родную болезнь и сделать хорошо.
И в минувшие выходные наконец-то подружил первые детали с рамой! Установил маятник и амортизаторы.
Теперь в планах до конца установка заднего колеса и сборка передней вилки. Когда рама будет на колесах, это все можно будет отдать с кузовщиной на покраску. По кузовному железу есть все в наличии, причем в состоянии, что почти не надо рихтовать и пескоструить. Специально искал хорошие передний щит и капот. За последним даже ездил в Ивановскую область на Маркизе еще в прошлом году.
А зимой хочу неспешно заниматься двигателем в надежде собрать все хотя бы еще через год 🙂