Впервые получается составить и выложить полную статистику всех расходов путешествия на мотоцикле. Это довольно бесполезное дело усложняется тем, что из пятнадцати стран в девяти была своя валюта: норвежские, шведские, датские и чешские кроны, евро, швейцарские франки, польский злотый, а также белорусский и российский рубль. Таким образом, просто составить статистику в евро или рублях невозможно и понадобилось посидеть с экселем, калькулятором и бумажной выпиской из банка, чтобы все эти расходы свести в одну цифру.
Так как вопрос: «сколько потратил денег?» — всегда стоит на первом месте, решил если и отвечать, то по полной программе.
Самому мне интересно знать лишь сколько всего потрачено денег. После этого уже неважно сколько из них было заплачено за бензин, еду или паромы. Но я сам не люблю отчеты, где автор не поднимает финансовую сторону. Ведь всегда интересно знать, сколько стоит то или иное удовольствие/услуга и тд, чтобы иметь представление, можешь ли ты себе такое позволить или нет.
При детальном подсчете выяснилось, что ВООБЩЕ ВСЕГО за 41 день поездки было потрачено 190 051 рубль.
Цифра действительно немаленькая. Если продать Стид и выручку добавить к бюджету поездки, то вполне можно купить другой намного более серьезный и солидный мотоцикл. Но моя политика такая, что лучше путешествовать на простом мотоцикле, чем никуда не ездить на крутом. И еще хочу напомнить, что поездка в этот раз была по одним из самых дорогих стран не только Европы, но и мира: Норвегия, Дания, Швейцария и тд.
Везде расплачивался двумя банковскими российскими картами с рублевыми счетами + наличкой с собой было 1300 евро из которых 250 привез обратно. Наличные перевел по курсу, по которому покупал валюту еще в России. Тогда это было 73 рубля за 1 евро.
Составить такую статистику было непросто. Давно понял, что очень глупо сохранять чеки. Из прошлых поездок я привозил несколько сантиметровую стопку чеков, в которых разобраться было уже нереально. И каждый раз они отправлялись топить печь. Поэтому лучше сохранять чеки в течение дня, а вечером переписывать на телефон или нетбук расходы с коротким описание за что было заплачено.
Если речь шла о заправке, то писал сколько литров залил. В итоге формировался файл с полной статистикой расходов по дням. Аналогичные файлы остались и за 2014/2015 год и я до сих пор могу посмотреть почти все свои расходы. Но составить такую же единую таблицу приведенную к общей валюте уже не реально.
БЕНЗИН. Всего залито было 703,7 литра бензина. Если взять пробег поездки: 14 562 километра, то средний расход идеально согласуется с расчетным перед поездкой. Я всегда закладываю 5 литров на 100км, а вышло 4,83л.
На эти литры было потрачено 57 207 рублей. Это ровно 30% бюджета.
ЕДА. 30 899 рублей ушло на еду. В эту сумму включены такие траты, как покупки продуктов в магазинах, всякие кафе/макдональдсы, на пиво/мороженное и редкие чашечки кофе на заправках.
Перед поездкой все пугали Норвегией и тамошними ценами. В Норвегии я пробыл 11 ночей или 12 дней. Там было потрачено на еду 6 193 рубля. Питался в основном запасами из России. Покупал только хлеб/варенье/воду в магазинах и всего два раза съел бургеры на АЗС и один раз поел в Осло в турецкой забегаловке.
Цены в Норвегии действительно ужасные. Так самый дешевый и самый огромный бургер который я смог найти на заправке стоил 166 кроны включая стакан кофе. Это 1 300 рублей. Но он был действительно большой и котлета размером с ладонь, не меньше.
Простенький обед у турков из кебаба-денера с пустым крем-супом и стаканом айрана стоил 1 174 рубля на наши деньги. А бутылочка какого-то сидра вышла 405 рублей.
Магазинные цены не менее пугающие. Двухлитровая бутылка кока-колы стоит порядка 250 рублей. Батон хлеба столько же, но он при этом намного больше нашего, вкуснее и долго остается мягким. Я ел этот хлеб иногда даже просто так в дороге, настолько он был вкусный, а на паромах, пока плыл, намазывал паштетом или вареньем.
НОЧЕВКИ. Траты на ночлег как и на еду составили 16% от общих и встали в 30 234 рубля.
При этом статистика ночевок:
16 — у друзей и каучсерфинг
8 — хостелы
8 — кемпинги
3 — палатка без кемпинга
2 — домик на Лофотенах
2 — отели
1 — съемная комната в России
То есть платных ночей было 21 из 40. Из них самые дорогими были: домик на Лофотенах, который стоил 30 евро/ночь, отель в глуши во Франции — 25/евро ночь, один кемпинг во Франции — 20 евро/ночь. Кемпинги же в Норвегии обычно стоили меньше 1 000 рублей и самый дешевый обошелся в 620 рублей.
ПАРОМЫ. Паромы стоили 5 212 и это уже незначительные 3% расходов. Самый дорогой: с Лофотенских островов до города Бодо — 2 452 рубля за меня и мотоцикл. Всего же воспользовался паромами 7 раз.
ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ. 6 167 — платные дороги. Постоянные читатели знают, что я противник платных дорог, но в этом списке они оказались из-за платных мостов между Данией и Швецией и по дороге из Дании в Германию. Мосты стоили 2 029 и 1 268 соответственно. Еще сюда включен проезд по платной альпийской панорамной дороге Гросглокнер — 1 825
рублей. Хотя этот пункт можно было с тем же успехом занести в раздел «музеи».
СУВЕНИРЫ. Второе место после бензина, даже больше чем еда или ночевки, занял пункт «сувениры» — 33 896 рублей. Это уже мои заморочки. Всем своим друзьям и родственникам я всегда стараюсь привезти что-то в подарок. Именно поэтому домой я возвращаюсь как какой-то челнок загруженный какими-то продуктами, бутылками и просто всяким хламом. Так только духи из Франции для мамы стоили 95 евро. Себе же купил только зимнюю шапку в Норвегии за 1530 рублей.
ТЕХНИЧЕСКОЕ. Непредвиденные траты вышли из-за быстрого износа задней резины в Норвегии — 18 142 за новую покрышку + работу и еще прикупил себе лампочки и usb-провод взамен потерянного. Этот пункт я назвал «технический».
ТРАНСПОРТ. Транспорт — 3 847 руб. В Швеции и Бельгии, когда ночевал у знакомых, оставлял мотоцикл в их гараже, а сам ехал смотреть Копенгаген/Гент на общественном транспорте.
МУЗЕИ. И 3 741 за посещение музеев. Их было всего три: музей Васа и музей Нобеля в Стокгольме и Лувр. Также платным оказался въезд на Нордкап — 1 312 руб как студенту. Так еще дороже или можно оставить мотоцикл в паре километров на бесплатной парковке и идти пешком.
Ну и нельзя оставлять в стороне затраты на подготовку к поездке. Это оказалось тоже не дешевым удовольствием и всего было потрачено 79 621 рублей. Почти столько стоил мой мотоцикл в 2012 году, но большая часть потраченных денег будет служить и дальше. Так в эту сумму включена покупка экшн-камеры, нового объектива, разной экипировки + обычное обслуживание Хонды.
Так почти половина (44%) ушла на подготовку самого мотоцикла — замена всех расходников, перешив седла, покупка некоторых запчастей в дорогу, случайно разбитое ветровое стекло и тд. Всего 34 934 рубля по этому пункту.
13 420 стоила экипировка. Были куплены новые перчатки, дождевик, набедренная сумка и всякая мелочь типа футболок.
21% и 16 937 рублей — удовольствие получить визу. Долгая история, с кучей косяков, в итоге вышло слишком дорого, хотя могло быть и больше. Плюс все страховки.
10 680 за китайскую экшн-камеру SJ 4000 и новый объектив для фотоаппарата. И 3 650 за всякую мелочь в дорогу вроде лекарств, баллонов с газом, сувениров и тд.
Прекрасно понимаю, что суммы совсем не маленькие, особенно для одиночного отпуска. Общие затраты на поездку сравнимы со стоимостью среднего мотоцикла. Я лишь хочу в очередной раз подчеркнуть, что стараюсь ездить бюджетно, заранее планировать заправки в зависимости от цен на бензин. Так из стран с дешевым бензином я въезжаю с полным баком и канистрами, а, например, в Беларусь из Польши выезжаю почти пустым. Половину ночей я ночевал у друзей или по каучсерфингу, останавливался в отелях всего три раза. Взял большое количество еды, каш, консервов из дома. Не езжу по платным дорогам. Но за удовольствие и возможность увидеть другие страны, по-настоящему путешествовать в одиночку и просто кататься на любимом мотоцикле приходится платить.
Теоретически, можно выкинуть полностью расходы на сувениры, транспорт, музеи. Надеяться, что не подведет мотоцикл и еще больше ужаться в расходах на еду. Но в любом случае, при нынешнем курсе евро повторить подобное путешествие с бюджетом менее 100 тысяч считаю почти невозможным.
Написал все, что смог придумать. Если еще интересуют какие-то цены или что-то забыл упомянуть — попробую ответить.