Приключения одной рамы. Или Муравей десять лет спустя.

Все мои увлечения мотоциклами, путешествиями и даже первые записи в блоге начались с одной единственной вещи — мотороллера Муравей который я купил в 2009 году сразу после окончания школы. Сначала мне просто понравилась трехколесная тележка с передком от ретро скутера, а потом, задавшись вопросом: «Зачем мне мотороллер?» — я решил отреставрировать его и отправиться на нем в путешествие по Европе. Так постепенно стал вливаться в мототематику, читал про путешествия, а в итоге объездил всю Европу на обычном японском мотоцикле. Мотороллер же все это время стоял в гараже. И вот теперь, спустя более чем 10 лет, дело сдвинулось с мертвой точки!

2. Если у кого-то будет время и желание, то подробно про Муравья писал уже несколько раз и по этому тегу можно найти основные записи, на них же будут ссылки в конце поста, но если очень коротко, то в 2009 году мотороллер был куплен в удручающем состоянии:

3. Только закончив школу и не имея никакого опыта и средств, я его немного пошкурил, покрасил кисточкой и даже смог на нем прокатиться пару километров. Потом наступила зима, и за это время я успел начитаться историй реставрации других мотороллеров.

4. В результате решено было все переделать. Переделать так, что за десять лет не сделано было почти ничего. 2010 год начался с полной разборки до винтика и пескоструя рамы.

5.

6. Но к концу лета я лишь успел полностью очистить раму от ржавчины, после чего покрыл сначала эпоксидным грунтом Novol, а поверх перекрыл двухкомпонентным грунтом той же фирмы.

7. Затем мотороллер был немножко подсобран, в надежде отвезти его в ГИБДД, чтобы поставить на учет.

8. Даже болты были просто продеты без гаек, и то не везде.

9. Но до ГАИ так и не доехал, а Муравей был поставлен в угол и завален различным хламом. На телефоне нашлось только такое фото двухлетней давности:

10. В 2017 году решил восстанавливать другой мотороллер — Тулицу, но так как она теперь застряла в Беларуси после покраски, то дошли руки и до Муравья. Вытащил раму из под завалов:

11. Пересмотрел отношение к некоторым вещам. Так выкинул почти все покрышки, которые накопились за это время. Так как понял, что на мотороллер, в реставрацию которого вкладываю большие силы, не готов ставить такой мусор.

12. Если на Тулицу были куплены дорогие импортные покрышки, то на Муравья поставлю отечественную Петрошину, так как она подходит по всем характеристикам. А из старых запасов (не попавшие в кадр выше) я оставил парочку шин, которые были новые, но еще советских времен. Немного автомобильного шампуня, терпения, чернителя резины и теперь не так просто отличить какая покрышка была выпущена 30 лет назад, а какая совсем новая. Старая же пойдет для запаски, то есть будет исполнять больше декоративную функцию.

13. По случаю докупил новый большой стеллаж, и гараж еще чуть-чуть преобразился в лучшую сторону:

14. Что касается рамы, то я даже испытал небольшую гордость за проделанную десять лет назад работу. Хоть она и стояла в сухом гараже, но ржавчина ниоткуда не вылезла, что внушало некоторый оптимизм в будущее. По крайней мере, на мой век хватит 🙂

15. В некоторых местах ради интереса соскабливал грунт ножом — все в полном порядке.

16. Но красить такую раму уже не имеет смысла. Неизвестно что впитал в себя грунт за 10 лет, плюс он уже имеет небольшие, но повреждения. Так что проще всю работу снова переделать!

17. Решено красить в порошок. Все снова отпескоструено, только в этот раз не моими силами. Самое главное, что в прошлом году в параллель с работами по Тулице, я делал очень много мелочевки по Муравью. Были покрашены почти все детали ходовой кроме самой большой детали — нашей рамы. Так что нужно было доделать только её, и можно приступать к начальной сборке.

18. И вот исторический момент! Лед тронулся и переступил хоть небольшую, но долгое время неприступную черту.

19. Где-то металл сохранился хорошо и краска лежит просто идеально.

20. А вот качество заводской сварки это что-то с чем-то. Почти любой сварной шов имеет кучу плевков шлака вокруг себя. Но зачищать это не стал, ибо не имеет ни декоративного, ни функционального смысла. Лучше пусть будет как с завода.

21. На 9 фото видно полки заваленные деталями. И многие спрашивают: «Зачем мне их столько?!». Ответ обычно появляется в процессе сборки чего-либо. Для карданных шарниров было нужно два хвостовика. Итого из пяти имеем: один полностью ржавый, два с пробитыми заглушками и два более-менее сносных. И так постоянно. Чтобы собрать какой-то узел, приходится из моих запасов с огромным трудом отыскивать хоть что-то не просто подходящее, а хотя бы достойное ремонта и восстановления. Поэтому со временем многие детали так и уходят в мусор или выкладываются на Авито, ведь для обычного работяги Муравья моими претензиями можно пренебречь.

22. Но несмотря на подготовку большей части деталей, взять и просто собрать сразу мотороллер не получается. Надо было вытащить старые подшипники задних колес. Конструкция абсолютно неремонтопригодная. Край подшипника почти заподлицо с краем опорного отверстия. Нужен либо дорогостоящий съемник, либо поступить как я: выпиливать дремелем углубления, через которые потом выбивать старые обоймы.

23. Набор старых подшипников:

24. Но все равно отверстия получились прослаблены, так что попробую немного намеднить обоймы новых японских подшипников по совету Лехи Технаря с Ютуба. Пока потренировался на полуоси. С полуосями такая же ситуация как с хвостовиками карданов: из шести деталей я оставил только одну. Остальные и кривые, и с разбитыми посадочными под шпонку, и с убитыми резьбами, и с поврежденными крышками-пыльниками. Причем их даже восстанавливать не хочется, настолько они выглядят убого.

25. И отдельная песня — это мощные пружины задней подвески. Каждая пружина состоит ровно из четырех деталей: пружина, резиновый буфер внутри, и две огромные плюхи-шайбы с нарезанной наружной резьбой. Эти плюхи просто вкручиваются внутрь по виткам пружины и через них потом пружина крепится к раме. Сначала был целый квест разобрать их для покраски. Пружины были ржавые и при зажимании в тисках открутить плюху очень сложно, ведь у нее тоже правая резьба как и у выступа крепления к раме. Поэтому надо накидывать две гайки, чтобы иметь возможность разобрать этот узел. Мне помогал отец и сосед по даче, оба здоровые и крепкие мужики. Я раздавал советы и поливал кончики пружин маслом, батя непрестанно сжимал тиски, а сосед со всей дури, не жалея себя, пытался открутить гайку с постоянно норовившей заломиться или закрутиться пружиной.

26. После покраски я еще промаркировал пружины по жесткости желтой краской и смазал обильно литолом. И не без труда, но смог уже почти в одиночку собрать обе пружины. Собрал одну — все идеально. Собрал вторую и понял, что забыл положить в нее резиновый буфер. Это был день, когда продуктивность имела отрицательный коэффициент. При разборке без тисков не обошлось, и краска немного пострадала, но но не сильно. Отделался мелким косметическим ремонтом.

На настоящий момент осталось промеднить и поставить подшипники, полуоси. Надеть на них колеса, и все скрутить болтами. Благо, весь крепеж был оцинкован так же параллельно при работе с Тулицей. Если к концу дачного сезона я получу раму стоящую на колесах — это будет прекрасный результат. Надеюсь, что в этом году смогу им похвастаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *