С детства мама мне всегда рассказывала, что у нее была мечта побывать в Индии, и что на это повлияли популярные в ее молодости индийские фильмы, в том числе с известным актером Амитабх Баччаном. Она не редко в разговорах упоминала фестиваль красок Холи, реку Ганг, Тадж-Махал и те самые фильмы. А я, со временем увлечения путешествиями и чтения бесконечного числа блогов о поездках в различные страны, стал считать несколько иначе, и что ей видится не настоящая Индия, а лишь какой-то волшебный образ сказочной страны древнего востока. Мне даже казалось, что мы смотрим на одно и то же, но видим совершено разное. Она — индийские песни, женщин в красивых сари и величественный Тадж-Махал, а я видел мусор, антисанитарию, нищих и разруху. Наверное, правда оказалась где-то посередине.
Когда я спрашивал маму, почему бы ей не съездить в Индию — ведь в наше время это не составляет никакого труда, то основной проблемой была компания. Одной, без опыта самостоятельных путешествий и знаний языка ехать сложно, а никто из ее знакомых даже и думать не хотел, чтобы просто так полететь в Индию. С мыслями, что если у меня мечты сбываются, то почему бы не исполнить мечту мамы, в 2018 году я не стал ничего придумывать в качестве путешествия на мотоцикле, тем более уже посетил все интересные для себя направления. Да и Стид был довольно сильно потрепан для серьезной дороги. В итоге мы с папой решили сделать маме подарок на день рождения, правда сильно заранее, чтобы разобраться с отпусками и перелетом. Взяли с ним на себя все расходы по билетам, визам, гостинцам и внутренним переездам, после чего объявили маме, что ее ждет не совсем обычный подарок, а поездка в Индию. Папа даже согласился все эти дни гулять с собакой, что тоже можно считать большим вкладом в общее дело. Я же еще выступал в роли основного организатора и сопровождающего.
Если бы не мама, то скорее всего Индия оказалась в числе последних стран, которые хочу посетить в этой жизни. Но раз поехали, то и маршрут строился по ее пожеланиям. Получилось примерно так: мы прилетаем в Дели ночью, проводим там полный день, после чего утром на поезде переезжаем в Агру, там проводим еще 2 дня, смотрим Тадж-Махал и на следующем поезде едем в Джайпур. Там одна ночевка и на ночном автобусе в Амритсар. 2 дня и обратно на ночном поезде в Дели, где должны были провести последние 4 дня, после чего улететь обратно в Москву. При этом Тадж-Махал для мамы был самой ключевой точкой путешествия и некоторой наивысшей мечтой об Индии. Для нее это были две неразрывно существующие вещи. Хотя не менее важным был и Золотой храм в городе Амритсар, но обо всем по порядку.
В идеале было бы неплохо еще пожить по каучсерфингу, но наш план и без этого казался достаточно неплохим. Оформили обычные визы в паспорт, так как это дешевле популярных электронных, да и времени заняло минут тридцать максимум: в визовом центре кроме нас было только два человека. Перед поездкой показал маме на Ютубе несколько роликов про Индию и спросил, точно ли она хочет поехать. Это ни капельки ее не испугало и только вызывало еще большее желание и любопытство. «Окей!» — говорю я, и 14 сентября мы взлетаем в сторону Индостана.
Записи про Индию будут более личные чем многие остальные, и поскольку путешествие для мамы, а она была не против, здесь будет много ее фотографий. Знакомьтесь — Татьяна 🙂
В город мы прилетели поздно ночью. И в этот момент я сделал самый большой промах за всю поездку — не подумал как добираться до отеля. Быстро загуглил в интернете аэропорта где менять деньги и как найти такси. Кое-как обменял минимальную часть денег и пошел к стойкам перевозчиков. Показал адрес отеля, и мне назвали такую цену, что у меня челюсть упала на пол — получалось в два раза дороже, чем комфорт класс такси, на котором мы ехали до аэропорта в Москве… Пытаюсь торговаться (а это я люблю и даже иногда получается), но тут цена без торга. Ок — перехожу в соседнее окошко, и там за четырежды меньшую цену предлагают такси. Тут же соглашаюсь, получаю чек, и нас провожают на стоянку.
Наверное, самым ярким впечатлением об Индии останется та самая первая поездка в отель. Мы выходим из прохлады аэропорта в раскаленный асфальтом воздух, идем к микроавтобусику без кондиционера с сиденьями больше похожими на лавку, водитель включает идеально подходящую и прямо классическую индийскую музыку, а дальше мы несемся через ночной город, видим спящих на тротуарах людей, мусор, бойкую торговлю у тележек с тускло освещающими их фонариками, разбитые дороги, бездомных собак, и, естественно, просто полный хаос на дороге с точки зрения правил дорожного движения. В отеле мы сразу упали спать, чтобы на следующий день долго гулять и увидеть новую Индию, уже при свете солнца.
4. Утром на завтраке попробовали первый масала чай, и этот напиток сразу полюбился так, что теперь даже готовлю его дома.
5. Одной из первоочередных задач было поймать трехколесный мотороллер Тук-тук и проехаться на нем. Честно говоря, сначала попался какой-то рикша на велосипедной тяге, но этого оказалось достаточно. Нам было так смешно от трэша вокруг: полный хаос из снующих людей между потока скутеров, рикш, машин, телег, непрекращающееся бибиканья со всех сторон и все это при невыносимой жаре.
6. В отеле нам дали переносной роутер, так что под рукой всегда был интернет. Прогноз почти всю поездку показывал, что стоит дымка, но я бы сказал, что это были обычные безумно-солнечные дни.
7. Первым делом отправились на самый большой рынок-базар Чандни Чоук.
8. Мама очень хотела себе купить индийский наряд, но не сари, а пенджабский костюм. Сари продавали на каждом углу, а вот с костюмом значительное сложнее. В итоге мы нашли что-то похожее, но я до сих пор не уверен, что это именно то, что мы искали.
9. Одно из наших правил было не бояться уличной еды. Первое такое блюдо попробовали сразу по прибытию на рынок. Штука выглядела очень вкусно, и ее покупало очень много людей, но мне даже не могло придти в голову, что блюдо, похожее на тесто с джемом и йогуртом может оказаться безумно острым и почти не имеющим ничего общего со сладостью.
10. До поездки я думал, что цены будут для нас просто смешными и копеечным. Так, увидев на плакате около мужичка с напитками большую цифру 2 и значок рупии (рупия на момент поездки стоила почти один к один с рублем), я обрадовался, что за два рубля сейчас выпью сладкий напиток. Дал монетку и получил…. стакан простой воды. А напиток с лимончиком стоит уже от 40 рупий. Ну и в целом за всю поездку потом получалось так, что если брать цены которые существуют для среднего туриста, во многих магазинах, кафе и даже на улице — то копеечными их уж точно назвать нельзя. Для примера: в Джайпуре мы зашли в совсем примитивную столовую посреди рынка, и две тарелки риса с овощами и лепешками стоили 110 рупий, но при большом желании рис с лепешкой за 50 рублей я даже в Москве найду. Это не какие-то претензии, а просто мысли вслух. Даже в Индии ничего даром быть не может, и это не потому что нас не обманывал только ленивый.
11. После рынка мы отправились в Красный форт, который был очень близко. Ему без малого 400 лет.
12. В Индии попадается очень много вооруженных военных. В метро, иногда на улицах, у торговых центров и у достопримечательностей часто можно встретить целые заставы с пулеметчиками. Правда сидят они все довольно расслаблено, но уверен, что это не просто так. Особенно после просмотра фильма «Отель Мумбаи: Противостояние». Снятым на основе реальных событий, произошедших в 2008-м году в Мумбаи, когда был совершён ряд терактов и атаки произошли одновременно в разных районах города в самых людных местах.
15. Еще я рассчитывал, что проблем с языком не будет, ведь английский второй государственный язык в стране, а мы вообще путешествуем только по крупным городам. Но реальность оказалась иной: если получится разобрать, что говорит индиец, то в лучшем случае он знает базовые слова, но прямо свободно пообщаться не получилось ни разу.
16. Лишь к вечеру первого дня дорвались до настоящего тук-тука. До этого успели даже покататься на метро, которое ничем не отличается от любого другого современного и где ездят хорошие поезда с кондиционером.
Нашего первого водителя я тут же попросил показать двигатель и рассказать техническую часть мотороллера, но если интересно подробно, то нашел небольшую статью из журнала Мото. Цитата из статьи:
Одноцилиндровый двигатель на тук-туке того же объема, что и на «Муравье» — 200 см³. Он прикрыт пластиковым кожухом, внутри которого работает вентилятор, приводимый от коленвала. И в XXI веке топливную смесь для двигателя готовит старый добрый карбюратор. Но мотор, в отличие от «муравьевского», тут четырехтактный, что лучше в плане экологичности, но намного хуже по части мощности. Сравните: мощность «Муравья» 70-х годов — 12 л.с., мощность современного тук-тука — всего 7 «лошадок». Учитывая, что моторикшам приходится постоянно таскать на себе водителя плюс двух, а то и трех пассажиров, да порой и груз, неудивительно, что максималка составляет в лучшем случае 50 км/ч, а разгон до этой скорости занимает чуть ли не целую минуту.
19. Под конец дня заскочили к воротам Индии
21. На одной из сторон фонтана сохранился старый указатель. Кстати, в Индии левостороннее движение доставшееся им от англичан.
22. Индийцы очень любят фотографироваться. И я не про ребят которые позируют на картинке ниже. К нам очень часто подходили индийцы и просили сделать с ним селфи. Я соглашался, и сначала хватался за все карманы и думал только о том, чтобы меня не обокрали и кричал маме, чтобы она следила за вещами 🙂 Потом нам объяснили: это люди из глухих районов страны, где белых людей видят очень редко, поэтому они очень хотят сделать селфи. И так продолжалось в течение всей поездки.
26. Кругом встречались бурундуки
27. На следующий день рано утром у нас был поезд в Агру. Вокзал совсем простой, я лишь волновался, что мы пропустим наш поезд, поэтому стоял на переходе и контролировал все проезжающие поезда и смотрел на людей вокруг.
28. Больше всего порадовал дед с настоящим луком и стрелами.
29. С поездами мы особенно не экспериментировали и решили не ездить на битком набитых поездах с людьми на крыше, как это обычно встречается на Ютубе. Больше того, я долго тянул с покупкой билетов и мне даже было немножко лень разбираться с этой процедурой, а там есть какие-то заморочки, что с обычной карты оплатить не получится, поэтому при покупке воспользовался помощью ребят с сайта https://www.inzd.ru/b/
30. Фирменный экспресс, который отправлялся в 08-10 и в 09-50 прибывал в Агру, за два билета с включенным завтраком, приличным кондиционированном вагоном как на фото выше и даже включая комиссию ребят с сайта заплатили 2460 рублей, что прям очень адекватно.
Наступающий день я ждал больше чем любой другой не только в этой поездке, но и вообще в жизни. Ведь уже днем мама должна была увидеть Тадж-Махал, о котором раньше только рассказывала и мечтала и вряд ли была уверена, что как минимум в ближайшее время сможет его увидеть своими глазами.