Дороги в Норвегии или случай с колесом.

В поездке по Норвегии второй раз в жизни мне срочно понадобилось найти сервис для мотоцикла, иначе был серьезный риск остановиться где-то по пути и рисовать табличку со словом «HELP» стоя на обочине, но, к счастью, все обошлось.

Кстати, до этого единственный случай был в первом путешествии, когда я отправился в Италию и пожадничал заменить цепь и звезды на только что купленном мотоцикле. Цепь износилась до критического состояния, но с собой была запасная, которую заменил в мотосервисе в Кракове за 20 евро.

В этот раз некоторые читатели и друзья пытались обвинить меня в раздолбайстве, но я считаю, что виной произошедшему — асфальт норвежских дорог. Но про это позже.

Предыстория такая: мотоцикл я купил в 2013 году, на нем стояла покрышка Dunlop 2006 года. Неизвестно сколько на ней катались до меня, лично я проехал на ней 30 тысяч километров и на ней еще оставались очертания протектора, но год назад, перед поездкой в Грецию, я поставил новую и совсем свежую покрышку той же марки Dunlop D404. С тех пор ее пробег составил чуть меньше 20 тысяч и на ней же отправился в Норвегию. У меня есть фотография, которая была сделана недалеко от города Кандалакша, где отлично видно рисунок протектора и нет сомнения в том, что все было нормально.

Но в пути я стал замечать, что протектор очень быстро уходит и, когда уже стоял в очереди на паром с Лофотенских остовов, обратил внимание, что покрышка совсем лысая. Это уже спустя примерно 1 800 километров:

Разговорившись с другими мотоциклистами, пожаловался на проблему и они посоветовали ехать в город Тронхейм. Там точно будет сервис и мне помогут.
«Пфф, — подумал я. — на такой покрышке до России доберусь и там уже куплю новую резину в два раза дешевле».

Так вот. Я не доехал даже до Тронхейма. После парома проехал еще 300 с лишним километров и обратил внимание, что уже начал появляться корд (внутренний обод, применяемый для армирования и придания жёсткости колесу). «Ну, значит действительно еду в Тронхейм» — подумал я и на следующий день отправился в город. До него было чуть больше 400 километров, но уже через сто моему взгляду предстала такая картина:

На первой же заправке был интернет, где я пытался нагуглить какой-нибудь сервис, но это слишком глухая часть Норвегии с очень маленькой плотностью населения. Города могли не попадаться в течение десятков километров и о сервисе речи не было, а до Тронхейма 300 с лишним километров. Тут на заправку подъехали две дамы на Харлеях. Я бросился к ним со словами: «Бен, это Данила, ай нид хелп!». И надо сказать, что не зря. Хоть меня стало раздражать, что они долго гуглят и куда-то постоянно безрезультатно звонят (ведь это Европа, все закрывается рано и мне надо срочно ехать дальше, пока есть шанс добраться до открытого сервиса), но все же эти женщины круто мне помогли и смогли найти шиномонтаж в 150 километрах от нашей заправки, где есть в наличии покрышка нужного размера и могут произвести замену колеса.

Гуглили то они все таки на норвежском языке в отличии от меня, поэтому и оказалось результативнее.

До шиномонтажа ехал со скоростью 70 км/ч и каждые 25 километров останавливался проверить состояние колеса. Не обгоняли меня разве что только велосипедисты.

Вообще, я с удовольствием нашел бы какой-нибудь мотоклуб и поставил бы любую б/у покрышку, но такой вариант не подвернулся.

В шиномонтаже меня уже ждали и даже не спросили какой размер колеса нужен. Дали накладную, а я просто и не пытался перевести тысячи крон в рубли, чтобы лишний раз не расстраиваться. Молча прокатил карточку через аппарат и мне сказали подъезжать на задний двор в ворота ангара. Въезжаю туда и слышу вопрос на родном языке: «А ты из России чтоли?».

Шиномонтажником оказался молодой парень Алан из Эстонии который прекрасно говорил по-русски. Это был идеальный расклад. Для того, чтобы вытащить ось колеса надо было снимать левый кофр. Поэтому я не спеша снял кофр и выполнил большую часть работ по демонтажу колеса, а Алан мне помогал. Не знаю, входило ли это в его работу или нет, но если что-то по мотоциклу я в состоянии сделать сам — я сделаю это сам и не доверю никому другому. В итоге мне поставили новенький Michelin Commander II.

Зато параллельно мы очень хорошо пообщались и про Норвегию в целом, и про зарплаты, и про учебу, и про менталитет местного населения и тд. Алан увлекается машинами и ездит на классной старенькой Ауди:

И ходит в футболке Арии 🙂

Когда я написал про этот случай в интернете и рассказывал впоследствии другим иностранцам, многие говорили, что виной тому норвежский асфальт. Который «съедает» резину потому, что заточен под лучшее сцепление с учетом сурового климата страны. Давление было как всегда — 2.2 атмосферы, что до этого я с таким катался тысячи километров, что потом на новом Мишлене.

Замена колеса стоила 2300 крон или 17 500 тысяч рублей по курсу июля 2016 года. Из них цена резины 1950 крон (~15 тысяч рублей). У нас такую можно купить примерно за 11-12 тысяч, но в России бортировку я бы делал сам и этот пункт вообще вышел бы бесплатно.

Теперь единственное, что мне пугает при мысли о повтороной поездке в Норвегию, это их асфальт. Так что, если когда-нибудь там опять окажусь, постараюсь перед выездом поставить новую покрышку. И тем кто туда соберется, тоже рекомендовал бы быть внимательнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *